Мой сайт
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Страницы истории

Выдержки зи книги Владимира Лемдяева "Осколки прошлого"


Взято с сайта http://gorod-marks.ru

БЕТТИНГЕР

Село на левом берегу маленькой, но гордой речушки Вортубы было основано еще в 1768 года немецкими колонистами Гессен-Касселя и Пруссии на левом берегу реки Вортубы. Желая угодить саратовскому воеводе Мехильседеку Баратаеву, барон Борегард назвал ее в его честь – Баратаевкой. Однако название не прижилось. Местные жители стали именовать ее Беттингер по имени первого сельского старосты.

Жители занимались земледелием, выращивая пшеница, рожь, табак, и картофель, а также садоводством и животноводством. По сведениям Центрального статистического комитета за 1859 года в селе находились лютеранская церковь, училище и базар. В начале ХХ века здесь разместилось волостное управление, 2 судебно-следственных участка, учреждение призрения и урядник.

Советская власть сделала всех равными. Но если для бедного села это обернулось благом, то для, процветающей прежде, Баратаевки стало настоящей трагедией. Коллективизация, голод и репрессии серьезно подорвали экономический и социальный уклад села, изменив его облик до не узнаваемости. Даже возвращенное селу в 1942 году имя оказалось исковерканным – Воротаевка.

[b]Человек, поймавший золотую рыбку[/b]

7 июля 1915 года в семье деревенского музыканта в Семена Людвиговича Лемана родился мальчик, которого назвали Альбертом. Малыш оказался на редкость музыкальным. У него оказался прекрасный слух. Однако голод гнал поволжских немцев из родных мест. В начале 20-х гг. семья Леманов оказалась в Вольске.

Но родители не отказались от планов дать хорошее образование своим детям. Уже с семи лет Альберт начал обучаться игре на фортепиано.
Это был нелегкий труд, но юноша проявил недюжинный характер, овладевая мастерством пианиста.

Денег постоянно не хватало. Поэтому уже с 12 лет Альберт стал работать тапером в кинотеатрах, давать платные уроки музыки, участвуя в самодеятельности. Это помогло юному пианисту. Ему приходилось постоянно импровизировать. Так появились первые музыкальные произведения. Однако нехватка знаний и мастерства заставляет Альберта продолжить обучение на высоком профессиональном уровне. Он принимает решение поступать не куда-нибудь, а в Ленинградскую консерваторию. И в 1935 году, успешно сдав экзамены, он становится студентом композиторского факультета этого старейшего музыкального ВУЗа. Так он оказался в классе профессора М.Ф. Гнесина.

Молодой человек сразу же оказался в мире музыки, концертов, творческого энтузиазма педагогов и учеников. Активная концертная жизни Ленинградской филармонии с участием прославленных музыкантов из многих стран мира оказали большое влияние на молодого музыканта.

В 1936 году Альберта Лемана также зачислили в класс специального фортепиано Н. Голубковой и В.В. Нильсена. Со свойственным ему темпераментом он приступил к работе над фортепианными произведениями классиков и современных композиторов.

Уже в студенческие годы у Альберта Лемана проявился глубокий интерес к новой музыке композиторов XX века: Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Беллы Бартока, Мориса Равеля, Шенберга, Берга, Веберна и других. Будучи студентом консерватории, Альберт Леман был принят в Союз композиторов СССР. Им были написаны романсы на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова, цикл песен на стихи Глобы, детский балет «Три толстяка», ряд камерных произведений. Заканчивая консерваторию, Леман представил в качестве дипломной работы симфонию, фортепианный концерт в авторском исполнении, вокальные произведения.

В этот период Леман не замыкался в кабинетном пространстве, а применял свои знания на практике, шлифовал свое мастерство. В 1936-1937 гг. он работал музыкальным руководителем детского театра при Ленинградском Доме санитарного просвещения, а в 1937-1938 гг. музыкальный работник Дома пионеров Октябрьского района в Ленинграде. С 1938 года Альберт Леман работает инспектором, а по окончании консерватории - заведующий музыкальным отделом Управления по делам искусств Ленинградского горисполкома. В 1941 году он оканчивает консерваторию по второй специальности – фортепиано.
Великая Отечественная война нарушила планы молодого композитора. Как поволжский немец Альберт Леман был выслан по приговору на спецпоселение в Казань и мобилизован в трудармию. На строительстве рокадной железной дороги «Свияжск-Сталинград» в качестве лагерника ему неоднократно пришлось ощутить унизительное положение вследствие своей этнической принадлежности. Но жизненный принцип Лемана: трудись и будь порядочным, стало его единственной и естественной реакций на все удары судьбы и несовершенство мира.

С этого момента Казань стала вторым домом талантливого композитора. 16 октября 1945 года в Казани открылась консерватория. Первый ее ректор Н.Г. Жиганов пригласил Альберта Лемана преподавать одновременно по двум специальностям — композиции и фортепиано. В 1961 году он становится профессором, заведующим кафедрой теории и композиции.

В деятельности Альберта Константиновича Лемана большое место занимала композиторская работа. Он сочинял много, плодотворно, в самых разных жанрах, всегда талантливо. Среди произведений 40-50-х годов, вошедших в сокровищницу татарской музыкальной культуры, следует назвать симфоническую сюиту «Татарские напевы», Праздничную увертюру, балетную сюиту, концерт для скрипки с оркестром (удостоенный в 1952 году Сталинской премии), Третий фортепианный концерт, Татарскую рапсодию для симфонического оркестра. Скрипичные и фортепианные концерты Лемана исполнялись в Москве, Ленинграде, Казани. Отличный пианист, он часто выступал и сам с исполнением фортепианных произведений.

Альберт Семенович стал одним из создателей татарской композиторской школы. Его учениками были Шамсутдинов, А.З. Бакиров, Валилуллин, А. Монасыпов, Ф. Яруллин, Р.Н. Белялов, Р. Еникеев, Ф. Ахметов, Зорюкова, Л.З. Любовский, А.Б. Луппов, Руденко, Л.И. Блинов, Б. Трубин. Кроме того, в классе Лемана воспитывались композиторы Башкирской, Марийской, Чувашской, Тувинской, Удмуртской республик, Алтайского края и других областей. Из пианистов наиболее известны Ахметова (профессор Казанской консерватории), Захарова.

В 60-70-е годы композитор отдавал предпочтение крупным формам в творчестве — хоровым и симфоническим. Так были созданы оратории «Ленин», «Атланты», «Песни Поморья», «Дюны поют» хоровой цикл «Вятские песни», кантата «Карелия моя»; концертная симфония, концерт для оркестра, концерт для трех флейт и струнного оркестра; музыкально-драматическое действо «Голоса времен» для хора, солистов, чтецов и оркестра.

В конце 60-х Альберт Семенович покидает Казань и работает в Ленинградской, а затем в Петрозаводской консерватории по специальностям – композиция и фортепиано. В 1976 году А.С. Леман был приглашен Георгием Свиридовым в Москву, где возглавил кафедру композиции в Московской консерватории. Здесь он работал до самой своей смерти 3 декабря 1998 года.

Альберт Леман обладал блестящими знаниями в области музыки, литературы, философии, живописи, психологии. Он был человеком большой культуры, эрудиции, умел разглядеть индивидуальные черты, качества, способности своих учеников и помогал их развивать. Эта одна из особенностей Лемана как педагога.
Категория: Мои статьи | Добавил: Winter (06.02.2012)
Просмотров: 574
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz